18 ноября в 6 часов вечера в Управлении ФАС по РБ закончилось рассмотрение дела «домкомы Уфы против ЕРКЦ». Слушания по делу длились почти 9 месяцев. МУП ЕРКЦ, администрация г. Уфы и все 8 УЖХ районов при поддержке штата нанятых юристов выступали единым фроном против группы председателей советов многоквартирных домов, основной состав которых — пенсионеры.
Жители-заявители просили антимонопольную службу принять меры в связи с нарушением МУП ЕРКЦ и восьми УЖХ районов г. Уфы требований федерального закона о защите конкуренции, выразившемся в согласованных действиях по поддержанию монопольно высокой цены на услуги ЕРКЦ по распечатке квитанций и начислению платы за жилищно-коммунальные услуги.
Первые несколько месяцев дело откладывалось по причине непредоставления руководством ЕРКЦ запрошенных документов. Заявителям пришлось написать еще четыре коллективных заявления в УФАС РБ, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Когда же все -таки УФАС удалось «выцарапать» у ЕРКЦ информацию, выяснилось, какие суммы этот посредник собирает с жителей и на что их тратит.
Например, за услугу по начислению и расщеплению платежей от населения в 2012 г. ЕРКЦ было получено 227,5 млн. руб. Смета расходов ЕРКЦ на текущий год составила уже почти 249 миллионов рублей. В частности, на ремонт помещений районных отделений ЕРКЦ ежегодно закладывает в смету расходов в среднем 1,1 млн. руб. Жители проинспектировали «отремонтированнные» отделения и обнаружили, что районные отделения ЕРКЦ ремонта не видели годами: обшарпанные стойки, облезлые стены, ободранный пол. Яркий пример - это коридор отделения ЕРКЦ в здании ОАО "УЖХ Советского района", что на ул. Бессонова, где в ожидании приема покорно толпятся плательщики за ЖКУ, посещая, естественно, и туалет в конце коридора. Фото прилагается.
В смету ЕРКЦ были включены и расходы на приобретение в 2013 г. для руководства ЕРКЦ двух новых иномарок на 2,5 млн.руб. Кроме того, в год ЕРКЦ, якобы, оплачивает по 3,5 млн. руб. за программное обеспечение компьютеров. В стоимости платежки «сидит» и прежнее здание МУП УЖХ. В одном из вариантов сметы ЕРКЦ фигурирует и содержание санатория «Радуга», где работники за счет жителей города поправляют свое здоровье, подорванное на сборе платежей и печати платежек. Впрочем, это мелочи по сравнению с раходами на содержание штата сотрудников ЕРКЦ — более 83 миллионов ежегодно. Из них почти 57 миллионов — на административно-управленческий персонал.
В итоге в начале слушаний ЕРКЦ предоставил в УФАС расчет своих затрат на 1 лицевой счет на сумму 55,20 руб. с НДС (постановление Главы г. Уфы N 1647 от 12.04.2013 г. опубликовано в газете "Вечерняя Уфа"). Затем после очередного заявления домкомов в УФАС и прокурору РБ о завышении себестоимости услуг ЕРКЦ сразу же сбросил "обоснованную" цену новым постановлением главы уфимской адмнистрации N 2974 от 10.06.2013 г. до 33,27 руб. с НДС. Цена платежки упала почти в два раза ниже первой под предлогом "без услуг по приему платежей". Стоит отметить, что в строчке «услуги организаций по приему платежей за ЖКУ» скрывалось еще 83,7 миллиона рублей. Но, видимо, ЕРКЦ не смогли придумать, как обосновать эту цифру. При этом главный бухгалтер ЕРКЦ заявила комиссии УФАС, что сокращения штатов не было.
В итоге председатели уфимских домкомов подробно проанализировали смету расходов на содержание ЕРКЦ в 2012 г. и 2013 г. на соответствие фактической численности ЕРКЦ нормативу, установленному Приказом Госстроя РФ N 182 от 15.08.2000 г., а также на соответствие фонда оплаты труда ЕРКЦ Единой тарифной сетке, утвержденной Приказом Госстроя РФ N 81 от 31.03.1999 г.
Вывод жителей: сумма необоснованно учтенных расходов, отнесенных на себестоимость 1 лицевого счета в 2013 году, составляет 105 494 058,71 руб. То есть стоимость «платежки» в Уфе по расчетам домкомов на основе вышеуказанных нормативных документов — 10 рублей 58 копеек. Не 55, не 33 рубля, как с нас берет ЕРКЦ! Численность штатного расписания ЕРКЦ завышена от нормативной почти на 230 ед. (в 2,8 раза), в т.ч. на не свойственную функциям ЕРКЦ иную деятельность. Напомним, что МУП УЖХ переименован с 1 января текущего года в МУП ЕРКЦ с сохранением прежних отделов и служб. Штатная численность бухгалтеров и начальников районных отделений в целом по ЕРКЦ завышена. На должности техников ЕРКЦ работает 76 паспортистов. Нормативно-правового документа по обязанию ЕРКЦ включать затраты на паспортную службу в себестоимость лицевого счета нет. На хозрасчет услуги паспортистов не переведены, но справки населению выдаются платные по утвержденному главой г. Уфы прейскуранту (за 1 справку тариф до 400 руб.). В расходах МУП ЕРКЦ доходы от платных услуг для снижения себестоимости услуг не указываются. На себестоимость 1 лицевого счета отнесены затраты на договорную работу с ресурсоснабжающими организациями (РСО) - перечисление платы в РСО за коммунальные ресурсы. Оплату за эти услуги должны производить РСО, но не население.
Не предоставляется возможным отделить долю расходов отделов и служб продолжающего свою деятельность МУП УЖХ г. Уфы в составе ЕРКЦ. Центральный аппарат МУП ЕРКЦ расположен в двух зданиях (ул. Комсомольская, 165/1 и 165/4).
Домкомы считают, что в случае, если услуга по начислению, расчету и учету платежей за ЖКУ будет производиться в ЖЭУ по месту жительства плательщиков, как было до 2008 г., себестоимость 1 лицевого счета в месяц составит 5 руб.
Попутно выяснилось, что ЕРКЦ неправомерно заключил договор на 2013 год с поставщиком газа ООО «Газпром межрегионгаз Уфа», который подлежит немедленному расторжению. Деньги за газ с населения собираются на счет посредника — ЕРКЦ. Заявители уверены, что за злостное неисполнение вступившего в законную силу решения Верховного Суда РБ от 31.01.2013 г. ЕРКЦ подлежит к привлечению надзорным органом к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
Исходя из всего этого, председатели уфимских советов многоквартирных домов считают, что при отказе МУП ЕРКЦ г. Уфы от оказания услуг по обоснованному тарифу управляющие компании обязаны сами предоставлять платежный документ с обработкой платежей за ЖКУ. При отсутствии такой возможности УК обязаны заключить договоры с иными исполнителями данной услуги на конкурентной и конкурсной основе по экономически обоснованному прейскуранту на 1 лицевой счет. А собственникам жилых помещений МКД домкомы-заявители предлагают утвердить оптимальный тариф решениями общих собраний для исключения монопольно высокой цены услуг МУП ЕРКЦ при отсутствии конкуренции на данном рынке услуг.
Вердикт УФАС: признать МУП ЕРКЦ г. Уфы и все 8 ОАО УЖХ районов нарушившими п.2 ч. 4 статьи 11 федерального закона о защите конкуренции в части заключения договоров, которые привели к экономически, технологически и иным образом необоснованным установлениям цен на один и тот же товар. Выдать предписание МУП ЕРКЦ и 8 УЖХ районов по прекращению ограничивающих конкуренцию соглашений и совершение действий, направленных на обеспечение конкуренции. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, полномочному рассматривать дела об административных правонарушениях для возбуждения административного производства по фактам, изложенным в настоящем решении. А также передать материалы дела в прокуратуру РБ для принятия мер, поскольку в ходе рассмотрения дела были выявлены вопросы, которые не входят в компетенцию антимонопольной службы.
Решение УФАС может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий