вторник, 17 сентября 2013 г.

Вологодские ТОСы, или как дойти до каждого.

Знаменитое выражение краснодарского губернатора Ткачева, сказанное им в связи с крымской трагедией – «мы что, должны были дойти до каждого» облетело весь интернет. Люди негодовали не только из-за того, что большие бюджетные средства были потрачены на систему оповещения впустую. В этой фразе люди увидели квинтэссенцию всей провластной вертикали, построившей, по словам бывшего председателя комитета Госдумы по безопасности В.А.Васильева, «общество для избранных», и которой нет дела до нужд обычного «маленького» человека.
Но «путинская вертикаль», как метод управления в современной России, невечна, и в первую очередь из-за своей неэффективности. Гражданское общество предполагает иную управленческую модель. «Дойти до каждого» – вот основной морально-этический принцип этой модели. Да, власть при поддержке активных членов гражданского общества должна дойти до каждого, должна стремиться понять , какие проблемы волнуют обычного гражданина, должна искать и находить способы решения этих проблем. Только в этом случае власть может рассчитывать на взаимность со стороны общества. Только при таком подходе общество будет доверять власти и уважать её отдельных представителей.
Но как этого достичь? Не уверен, что и в нашей городской Администрации смогут однозначно ответить на этот вопрос. Поэтому постараюсь здесь изложить своё видение некоторых путей эффективного взаимодействия власти и общества на примере нашего города.
Начну с понятия информации. Информационная составляющая является важнейшим элементом эффективного взаимодействия власти и общества. Она предполагает, с одной стороны, чёткое направление информационных потоков к соответствующей целевой аудитории, а, с другой стороны, обязательное наличие отлаженной многосторонней системы обратной связи. Отсутствие информации приводит к возникновению слухов, далеко не всегда отражающих истинное положение дел. А если слухи совпадают с ожиданиями человека, то этот человек может вполне стать новым более активным распространителем неверной информации или, может быть, использовать её для достижения своих личных целей. В результате начинаем критиковать власть за то, за что, может быть, стоило, наоборот, поблагодарить.
Какие способы донесения информации о своей деятельности использует Администрация Вологды? Непосредственные – встречи с населением (например, презентации городской программы развития «Вологда Upgrade») и опосредованные – СМИ (газеты «Наша Вологда», «Вологодские новости», областное и городское телевидение, радиопрограммы, «Вологда портал»). Обратная связь осуществляется через общественные приемные, интернет-приемные, путём отслеживания ответственными работниками Администрации статей и комментариев к ним на различных сетевых площадках…
Рассмотрим эти процессы на примере истории возникновения и развития городских ТОСов. Очевидно, что Администрация Вологды, увидев много полезного в возникновении стихийных центров гражданской инициативы на местах, решила поддержать идею ТОСов как юридически, так и материально. А раз власть заинтересована в распространении данного опыта на другие территории, перед ней встаёт вопрос, как это сделать наиболее эффективным образом. Конечно, в первую очередь, рассказать о данном положительном опыте через подконтрольные СМИ. И рассказали, и продолжают рассказывать…
А вот я, например, хотя и стараюсь следить за городскими событиями, только этой осенью услышал о существовании ТОСов в Вологде, да и то, приложив к поиску информации о них определенные усилия. Целых два года был в неведении. Более того, никто из моих знакомых и друзей не знает ничего об их существовании. Ну и что, скажет кто-то, подумаешь, мы что, до каждого должны дойти? Дело в том, что в основе эффективного управления лежит максимальное использование человеческого потенциала. Если Вы уверены, что данная стратегия принесет эффект, Вы должны использовать все возможности по максимуму. В нашем случае, если Администрация приняла решение распространить идею ТОСов на весь город, то несомненно нужно сделать так, чтобы об этой идее как минимум услышали (не говоря уж о том, чтобы поняли её суть) те жители города, кто хотя бы теоретически могли бы поучаствовать в реализации этой идеи. Информация действительно распространялась, но почему-то прошла мимо очень многих людей. Значит, каналы массовой информации, используемые Администрацией, малоэффективны и обращены к небольшой части населения города. И значит, любая инициатива Администрации, предполагающая активное участие граждан, может пройти незамеченной мимо этих самых граждан.
Что делать? Во-первых, изучить аудиторию. Необходимо постоянно анализировать с помощью научного социологического инструментария, кто является типовым слушателем, зрителем, читателем данных информационных источников, а главное, выяснить, как оценивают качество и количество предлагаемой информации её потребители. Во-вторых, понять, почему те, кто не пользуется официальными информационными каналами, собственно ими не пользуются. В-третьих, учитывая полученные результаты, сделать эти самые каналы привлекательными и для остальных людей.
Очень важно, чтобы подача информации и система обратной связи представляли из себя единое целое, а не разорванные во времени процессы. Сошлюсь опять-таки на свой личный опыт. Для меня привлекательно то издание (газета, программа, передача, интернет-площадка), где существует обмен мнениями, дискуссия. Несколько раз задавал вопросы и оставлял комментарии на «Вологда-портале» - никакой реакции. Увидев неверную информацию на странице газеты «Наша Вологда», отписался в комментариях на сайте этого издания – ни ответа, ни комментария. Что-то хотел узнать, позвонив по «горячей линии» , был откровенно послан. Ни о какой обратной связи речи не идёт. А учитывая, что все административные каналы транслируют только положительные мнения о Главе Вологды и его команде, то поневоле дабы сохранить независимость мышления и не поддаться зомбированию, приходится игнорировать вышеперечисленные информационные источники. Спасибо Начальнику Департамента городского хозяйства А.Ф.Осокину за то, что нашёл время и дал возможность высказаться при личной встрече. Но это, пожалуй, исключение, подтверждающее правило.
Вот есть замечательная интернет-площадка «newsvo.ru ». И новости можно узнать, и обсудить чьё-то мнение, и посмотреть на какое-то событие с разных сторон благодаря весьма мягкой модерации. Здесь же можно запросто поговорить, например, с кем-то из чиновников, с депутатами, с представителями бизнеса. В конце концов Администрация могла бы запустить сюда для обсуждения любую информацию, например, по тем же ТОСам. С удовольствием бы ознакомился в открытой дискуссии с мнением заинтересованных лиц.. Однако пришлось потратить достаточно много времени, чтобы сквозь бравурную риторику и шелуху официоза, пробиться к сути этого явления.
Вот краткая история возникновения и развития ТОСов г.Вологды, как я её увидел, основываясь на анализе материалов, изложенных в официальных источниках.
«Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города Вологды для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. По сути, ТОС – это совокупность различных инициатив, в том числе: жилищных, потребительских, экологических, детских и молодежных, информационных, благотворительных, протестных, правовых, образовательных, досуговых и других. Оно включает в себя практически все наши «житейские» вопросы. При этом подразумевается, что население само в состоянии решить некоторые проблемы. Естественно, при кооперации с органами местного самоуправления.»
( ист. http://vologda-portal.ru/oficialnaya_vologda/index.php?SECTION_ID=5434 )
Интересно посмотреть, как менялся статус ТОС вместе с развитием идеи.
Поначалу это была просто одна из форм гражданского контроля, осуществляемая в виде коллективной инициативы соседей и учитывающая тот факт, что коллективные письма и просьбы рассматриваются у нас в другом порядке, нежели индивидуальные обращения. После поддержки данной инициативы Администрацией города и юридического оформления ТОСы становятся по сути посредниками между горожанами и властями, координаторами действий в совместном решении проблем конкретного микрорайона. Тем более, что документально прописывается право Администрации города либо в рамках муниципального контракта, либо в виде субсидий выделять бюджетные деньги на поддержку ТОСов.
Учитывая положительный опыт первых ТОСов, Глава города заявляет: «В этом году постараемся сделать ТОСы на всей территории города». Подключается Общественный совет, готовый каждому оказать методическую помощь в организации территориального общественного самоуправления, для координации работы с ТОСами назначается ответственный работник Администрации.
Делаются первые попытки контролировать процесс изнутри. «Если в Комитет ТОСа войдёт руководитель управляющей компании, участковый инспектор, директор школы, территориальный депутат городской Думы, то, безусловно, с таким солидным Комитетом будут считаться на любом уровне власти, а проблемы городских территорий станут решаться гораздо легче.» Членами КТОСов становятся руководители управляющих компаний, депутаты…Теперь члены ТОСов могут выходить в Думу со своими законопроектами.
Администрация организует проект «Зелёный город», в рамках которого вологжане могут совместно с Департаментом городского хозяйства благоустроить парки и скверы города. Этот проект ставит также своей целью привлечь к работе и другие районы, ну и чтобы ТОСы между собой взаимодействовали.
Более ясным становится и практический механизм взаимодействия власти и членов ТОС. Глава готов поддержать идеи, лишь бы они были полезны для города, а затраты на них оправдывали себя, он просит не только представлять проекты, но и обосновывать их целесообразность. В результате должен быть подписан протокол конкретных поручений, в котором не только распределены все действия, но и назначены ответственные за их выполнение.
Если у города нет денег на решение каких-то проблем, предложенных к решению ТОСами, подключают и крупные организации, и предпринимателей, и , конечно, используют ресурсы самих жителей, в том числе их средства, находящиеся на счетах управляющих компаний. В качестве бонуса Глава города даёт право активистам ТОС самим принимать работы по ремонту и благоустройству их территории. Департамент городского хозяйства города предоставляет ТОСам возможность разработать проекты по озеленению своих микрорайонов. Рассматривается возможность грантовой поддержки инициатив ТОС.
Подводится теоретическая база под определение ответственности членов ТОС: - «Жители сами должны следить за своим городом. Не стоит перекладывать ответственность за все, что происходит на территории города, исключительно на Администрацию. Это неправильно и отвлекает руководство от более важных проблем». «Мы никого не заставляем выходить на субботник или прибираться в парках. Наша задача – изменить угол зрения вологжан, не администрация должна, а вологжане хотят жить в чистом городе. Коммунальщики не могут круглосуточно ходить за нами и подбирать бумажки. Там, где начинается ответственность, там и начинается взаимодействие. Должно быть желание жить в чистом городе».
Глава города напрямую обращается к жителям района ПЗ , где идут масштабные работы по ремонту дворовых территорий, призывая их создать ТОС, и напоминает о том, что все работы будут приниматься окончательно с учётом мнения жителей.
И наконец, материальным воплощением всех возможных инициатив должны стать комплексные планы развития территорий в самых разных сферах – социальной, культурно-массовой, спортивной, жилищно-коммунальной. В них должны быть учтены проблемы, которые, по мнению вологжан, необходимо решать в первую очередь. Пожелания и предложения жителей будут включены в текущие планы каждого департамента Администрации города .
(ист. http://vologda-portal.ru/oficialnaya_vologda/index.php?SECTION_ID=5449 )
Вот и всё. Почему столько времени я уделил анализу ситуации с ТОСами. Да потому что именно ТОСы, являясь по сути своей элементом гражданского общества, могут занять главное место в будущем социально-экономическом проекте «Дойти до каждого». Народная инициатива, приведшая к созданию ТОСов , возникла не в результате оппозиционной деятельности. Просто несколько активных граждан заняли гражданскую ПОЗИЦИЮ, не стали ждать милостей от властей, а сами попытались, в том числе и с помощью доступного административного ресурса, изменить свою жизнь к лучшему.
Однако ТОСы могут стать основным структурным элементом гражданского общества только при следующих условиях:
1. Если они будут стремиться к эффективному осуществлению функций гражданского контроля за действиями чиновников. В том числе:
- участвовать в составлении социально-экономических планов с последующим контролем за их исполнением,
- осуществлять общественную экспертизу любых предлагаемых Администрацией города проектов и решений с их последующим контролем.
2. Станут местом притяжения и генерирования социально-значимых идей через:
- массовые общественные мероприятия,
- конкурсы социальных проектов.
3. Смогут «дойти до каждого» в понимании и поиске путей решения проблем обычного человека. Структурная схема этих путей, на первый взгляд, видится следующей:
- помочь УК активизировать работу по созданию Советов домов
- разработать систему стимулирующих механизмов для поощрения активности жителей дома
- создать социально-демографический паспорт дома
- наладить механизм обратной связи между КТОСом и Советом дома.
- в планы комплексного развития территорий включить план мероприятий по реализации данного проекта с условным названием «дойти до каждого».
Без соблюдения этих условий ТОСы легко превратятся в очередную бюрократическую структуру манипулирования общественным сознанием, имитирующую бурную гражданскую активность. Чтобы этого не произошло, всем гражданским активистам политической и неполитической направленности необходимо, на мой взгляд, принять самое активное участие в работе Ктосов, посмотреть «изнутри» на их деятельность, на те проблемы, с которыми сталкиваются сегодня КТОСы, вместе поискать пути решения этих проблем. Активистам, проживающим на территориях, где ещё не организованы ТОСы, попробовать их создать. Да, не привыкла наша власть разговаривать с народом наравных. Многие чиновники считают, что , чем выше их должность, тем «правильнее» их мнение. Ну и что? Так было всегда, и так будет. Главное, двигаться в этом направлении. Особенно это предложение касается тех, кто собирается баллотироваться на предстоящих выборах в депутаты. О Вас никто или почти никто не знает, а административный ресурс Вы использовать не можете. Вам необходимо предпринять конкретные действия, чтобы а) избиратель Вас узнал, б) Вы ему понравились, в) он захотел оторваться от дивана и проголосовать за Вас. Люди должны увидеть и на себе ощутить результаты Ваших добрых дел... Активное участие в ТОСах, на мой взгляд, предоставляет такую возможность всем без исключения.

Комментариев нет: